Пай-девочки и хулиганы-мальчики. |
Марк Твен «Приключения Тома Сойера» Для большинства родителей, воспитателей и учителей наибольшие проблемы связаны с обучением и воспитанием мальчиков. Они больше лодырничают, получают более низкие оценки и ведут себя шумно, склонны к импульсивному поведению, агрессивности и соперничеству, ищут показного лидерства. Девочки учатся старательнее, получают более высокие оценки и в классе ведут себя тише, они более пассивны, ищут внутреннего превосходства, легче принимают правила социального взаимодействия. Они не склонны к моральным рискам. Все это связано с природой мозга. Мозг женщины с сильно развитым левым полушарием не сталкивается со многими проблемами, касающимися внимания. Внимание юного мужчины необходимо постоянно удерживать. В организме женщин больше гормона серотонина, поэтому они менее подвержены гиперактивным нарушениям. В то же время многим мальчикам ошибочно ставится диагноз «дефицит внимания и гиперактивные нарушения». Ошибочно, потому что «дефицит внимания и гиперактивные нарушения» проистекают из логической реакции их мозга мужчины на окружающую среду, которая не соответствует их уровню энергетики и нервной активности. Поэтому, если мы взглянем на проблему с точки зрения обучающегося мозга, то увидим, что часто занятия просто не дают детям полной стимуляции деятельности их мозга, из чего проистекает неуспеваемость и нарушения дисциплины. Необходимо учитывать то, как работает мозг мужчины, чтобы организовать среду обучения так, чтобы помочь мальчикам достаточно успешно справляться с природной импульсивностью, агрессивностью, необходимостью движения и большего пространства, латерализацией деятельности мозга и отставанием в развитии левого полушария. В отличие от мозга мужчины, мозг женщины благодаря лучшей сенсорной способности обрабатывает большее число эмоциональных раздражителей и быстро вербализирует эмоциональную информацию. Поэтому мальчик, у которого, например, утром произошла ссора с родителями, придет в школу с более высоким уровнем кортизола - гормона стресса, чем, скажем, его сестра, потому что он сдерживал эмоции и не сумел справиться со стрессом и уровень кортизола у него повышенный. Скорее всего, он не сможет учиться этим утром, в то время как его сестра сумела бы вербализировать и осмыслить ситуацию, тем самым успокоиться, преодолеть стресс и усваивать знания достаточно эффективно. Высокий уровень кортизола прямо влияет на процесс обучения, он заставляет переключаться с интеллектуальной деятельности на преодоление эмоционального стресса и борьбу за выживание. Вообще сильный пол более эмоционально уязвим, чем слабый, что выливается в физическую агрессию и замкнутость в себе. Неофициальная иерархия также крайне важна для мальчиков, они плохо учатся, если находятся на ее нижних ступенях и всё это опять зависит от уровня кортизола, гормона стресса. Успеваемость девушек не так зависит от их положения в иерархии. Связано это с тем, что в мужском организме, находящихся на вершине неофициальной иерархической системы уровень кортизола меньше. У тех, кто находится внизу иерархии, уровень гормона стресса, больше. Это естественная причина слабости мальчиков, которую многие из нас наблюдали у тех, кого унижали или не любили, кто выглядел слабым или не мог завести друзей. Более импульсивный и менее зрелый молодой мозг мужчины создает больше проблем в школе и дома. Непоследовательные требования к дисциплине, мягкие, без сильной авторитарности - им не подходят. Они взрослеют благодаря системам лидерства по принципу старшинства, где существуют прочные связи и авторитет. Это происходит до тех пор, пока они сами не научатся управлять собой. Гормон тестостерон и процессы, протекающие в мозге, побуждают мальчиков к пространственному выражению стресса, для них характерна физическая агрессивность. Также мозг мужчины и мужские гормоны через насилие призывают к изменениям в среде обучения – нужны классы с более тесными отношениями, меньшей наполняемостью, лучшей вербализацией, лучшими дисциплинарными системами, большим авторитетом и более пристальным вниманием к способу восприятия знаний, поскольку, как вы уже успели заключить из всего вышесказанного, они оказываются в менее выгодных условиях, по сравнению с девочками, в существующей системе образования. |