Мужчины и женщины: и даже мозг у нас разный! |
Многие из нас, наблюдая за совсем маленькими детьми, которые еще только учатся ходить и говорить, которые еще ничего не могут знать о половых различиях, с удивлением замечали, что в большинстве случаев мальчик предпочтет большую часть своего игрового времени провести с кубиками и машинками, а девочка - с куклами и мишками. Вспомните школу. Тогда как девочки большей частью могут сидеть спокойно и слушать иногда даже очень скучные объяснения учителя, большинство мальчиков еле-еле могут усидеть на месте, и в результате кто-нибудь из них да нарушит дисциплину. Мальчишки на переменке носятся как угорелые, девчонки обсуждают последние новости. И таких примеров не счесть. Очевидным становится только одно – мальчики и девочки отличаются друг от друга не только строением половых органов, есть еще и отличие в сознании, можно сказать «половые различия мозга». Только в 90-е годы двадцатого века исследования мозга получили широкое распространение, благодаря чему человечество узнало, как именно он работает, а также получило подтверждение существования различий между мужским и женским мозгом. Но эти отличия в устройстве мозга не являются свидетельством превосходства или неполноценности того или другого пола. Просто существуют вещи, которые одним даются лучше, чем другим. У мужчин и женщин разные подходы и отношение к учебе и жизни, обусловленные не столько культурными причинами, сколько именно существующими различиями в устройстве и функционировании мужского и женского мозга. Вот что должно быть на первом месте, когда мы говорим о половых различиях мозга, чтобы найти лучшее взаимопонимание, а также нам, взрослым, оптимально организовать среду обучения для наших детей и дать им возможность максимально развить свои способности. Однако не стоит подходить к вопросу о половом различии мозга стереотипно и проводить жесткую грань. Половое различие мозга лучше представлять в виде некоего диапазона, а не полюсов – мужского и женского. Мозг одних детей развивается в направлении «женского полюса», других – в направлении «мужского». Но вы заметите, что у некоторых мальчиков он устроен «по-женски», а у некоторых девочек – «по-мужски», а многие дети обладают «переходным» типом мозга. Конечно же, каждый человек индивидуален, и характер часто оказывается важнее половой принадлежности, но в целом в наших взаимоотношениях друг с другом и в общении с нашими детьми и при их обучении хорошо бы эти половые особенности мозга учитывать. В следующей статье мы поговорим о различиях в умственных способностях мужчин и женщин.
|